Конкурс Педагогические чтения: «Методика позиционного обучения на уроках биологии и географии».
«Методика позиционного обучения на уроках биологии и географии».
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Бизинская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на муниципальных Педагогических чтениях «Поиск и творчество — 2022»
Секция: « Использование современных продуктивных технологий в образовании и воспитании».
Тема выступления: «Методика позиционного обучения на уроках биологии и географии». (мастер- класс)
Автор: Южакова Елена Григорьевна, учитель биологии, химии, географии. · Идея позиционного обучения оформилась в самостоятельную технологию в 90-е годы XX века. Впервые отечественными педагогами она была использована как модель обучения студентов при работе с хрестоматийным материалом. Н.Е. Веракса апробировал технологию на занятиях по психологии с целью активизации позиции обучающихся при изучении работ ведущих психологов. В дальнейшем идея позиционного обучения стала применяться и школьными учителями в работе со старшеклассниками. Введение Цель технологии: создание условий для становления и развития личности обучающегося через организацию его самостоятельной рефлексивно-познавательной деятельности по изучению авторских, научных, художественных текстов, содержащих новую для него информацию. Основные задачи технологии позиционного обучения: · конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; · коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; · социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Дидактические особенности технологии: · обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости; появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;создаются условия для вариативности и дифференциации; · используется положительное стимулирование обучающихся; · формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении. Основная часть Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: · решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); · оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста. Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов: 1. 1.Подготовительный, который включает: · подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста, · глубокое изучение текста,подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста; · 2.Организационный:деление учащихся на группы,распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»; 3. Позиционное чтение: · группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли, · вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации; 4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию, · группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя. Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем. Задачи групп (смотри приложение 1) Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц, Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией. Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность. Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии. Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе. К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся. (фотографии с этапов урока см приложение 2) Результат технологии: формирование у обучающегося системы универсальных учебных действий; развитие логического мышления, аналитических и рефлексивных умений. Результаты работы обучающиеся оформляют наглядно и используют их в качестве иллюстрации своего выступления на этапе коллективного обсуждения текста, это позволяет им визуализировать свою позицию и представить ее наиболее полно, показав все выявленные связи и зависимости предметного содержания. Позиционное обсуждение проводится по итогам работы участников с текстом. Для осуществления диалогового взаимодействия всем участникам целесообразно изучать один и тот же источник, таким образом, происходит рассмотрение материала с разных точек зрения (позиций), обеспечивается разносторонний анализ основных характеристик изучаемого вопроса, что способствует более эффективному и прочному освоению предметного содержания. Обозначенные принципы технологии позиционного обучения выделены на основе анализа опыта ее использования в работе со студентами и школьниками, их реализация позволит эффективно организовать познавательную деятельность обучающихся в процессе освоения учебных дисциплин. Вместе с тем, стоит отметить, что в зависимости от особенностей изучаемого содержания, поставленных педагогом целей, планируемых результатов, возможна вариативность в реализации некоторых принципов, и внесение коррективов в построение занятия. Например, педагог может сам распределить позиции, предложить выбрать не одну, а две; подобрать для работы несколько разных текстов, раскрывающих одинаковое предметное содержание. |
Ученики обучаются эффективной работе с текстом, навыкам рефлексии, развивают творческие способности, навыки коммуникации, что позволяет сделать процесс изучения литературы и русского языка в гуманитарном классе принципиально иным, так как учебный план предоставляет больше возможностей для организации позиционного обучения.
Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.(Приложение 3)
Список литературы
- Веракса Н.Е.Модель позиционного обучения студентов// Вопросы психологии, 1994, №3.
- Учим успешному чтению.Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др.]. — М.: Просвещение, 2011. — 88 с.- (Работаем по новым стандартам). — ISBN 978-5-09-021300-4
Приложение 1
Задачи для групп:
- «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
- «понятие» — определить основные понятия данного текста;
- «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
- «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
- «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
- «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
- «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
- «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
- «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
- «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).
- «вопрос» — задать содержательные вопросы всем участникам урока;
- «практика» — определить, какое практическое применение изучаемого материала возможно.
Приложение 2
Фотографии с этапов урока.
Приложение 3
Текст для работы.
Тюме́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположенный на юге Западной Сибири. Входит в состав Уральского федерального округа и Западно-Сибирского экономического района.
Особенностью Тюменской области является то, что в её состав входят два других субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Площадь области с автономными округами — 1 464 173 км2; собственно Тюменской области — 160 122 км2. Если рассматривать общую площадь, то область занимает 3-е место среди субъектов РФ, уступая лишь Якутии и Красноярскому краю. А по своей площади область почти равна Германии, Италии, Франции и Великобритании вместе взятым.
Вместе с автономными округами составляет крупнейший нефтегазоносный регион России и один из крупнейших таких регионов в мире. Большая часть российской нефти добывается в Югре, газа — на Ямале.
Современное устройство области и автономных округов в её составе было закреплено в 1993 году.
Тюмень вот уже несколько лет лидирует в рейтинге по качеству жизни россиян, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Но, как бы там ни было, большая часть области приравнивается к крайнему северу, поэтому люди тут проживают в экстремальных природно-климатических условиях.
По территории области протекает более 70 тысяч водотоков протяжённостью более 10 км, их суммарная длина составляет 584,4 тысяч км. Крупнейшие реки области — Обь (185 км³/год) и Иртыш (36,5 км³/год) — имеют судоходное значение. В области расположено примерно 70 тысяч озёр. На севере и в центральной части распространены термокарстовые и болотные озёра, на юге — бессточные солёные водоёмы в понижениях рельефа.
Заселение территории области началось 40,3 тыс. л. н., о чём свидетельствует находка таранной (надпяточной) кости у полуяновской деревни Байгара (выше Тобольска по правому берегу Иртыша)
Когда-то на территории области (примерно в конце первого тысячелетия) проживали тюркские племена. Со временем они образовали целую этническую группу — сибирские татары. Отряд казаков во главе с Ермаком, дал толчок для переселения русских людей в Сибирь. И вот как раз Тюмень и стала первым городом Сибири (в 1586 году). Основали ее на месте татарского города Чимги-Тур.
Население в Тюменской области составляет 3 660 030 человек, а национальностей насчитывается около 120. Крупных населенных пунктов здесь тоже много: Тюмень, Тобольск, Нижневартовск, Ишим, Сургут, Нефтеюганск, Салехард.