Конкурс Педагогические чтения: «Сопровождение одарённых детей в образовательных организациях»
«Сопровождение одарённых детей в образовательных организациях»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бизинская средняя общеобразовательная школа»
Тема педагогических чтений «Сопровождение одарённых детей в образовательных организациях»
Учитель технологии Бобова М.В.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Цель модели: создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы.
- Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
- Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
- создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
- управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Чтобы развить человека, необходимо рационально.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка.
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях
- Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки .
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ «Искатель»
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Итак, определены основные понятия теории: способности, одаренность, задатки и достижения. Было выделено два основных типа одаренности, различающихся не столько по уровню, сколько по типу развития: «высокая норма» и особая одаренность. Именно «высокая норма» податливая группа ребят.
Творческая одаренность, рассматривается как общая характеристика для любого типа одаренности, и относительно которой психологи придерживаются разных позиций в зависимости от того, считают ее обязательной у одаренного ребенка или нет.
Три закона развития высоких способностей (одаренности):
- развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции, а это результаты конкурсов и олимпиад, участие в конференциях.
- для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка идя от начального звена к среднему и старшему
- Деятельность, чтобы быть развивающей должна представлять для него значительную ценность, призы, денежные вознаграждения.
Приложение
«Технология творческих мастерских»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму.»
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.
В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях.
У учащихся развивается умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности, идет становление позитивной Я-концепции, формируется ответственность.
Творческая мастерская на уроках технологии :
Портрет из фруктов, спортивного инвентаря и др.
Витамины для человека
Панно
Моя комната
Поделки к Новому году