Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конкурс Педагогические чтения: «Использование современных продуктивных технологий в образовании и воспитании»

Использование современных продуктивных технологий в образовании и воспитании

 

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бизинская средняя общеобразовательная школа» — «Санниковская средняя общеобразовательная школа»

Использование современных продуктивных технологий в образовании и воспитании

Выполнила: Бакиева Миляуша Халитовна,

учитель русского языка и литературы.

2022 г.

Аннотация.

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Перед нами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

 

Вопросы использования современных технологий в образовании и воспитании рассматриваются в работах многих исследователей, среди которых А.Ю. Акмалов, А. В. Апайчев, А.В. Дроков, В. С. Зайцев, Н. Э. Касаткина и др., но именно продуктивные педагогические технологии редко становятся предметом изучения, что и представляет актуальность нашей работы.

 

Введение

Целью работы является изучение использования современных продуктивных технологий в образовании и воспитании.

Задачи:

 

Основная часть.

 

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин)

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

 

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными для меня становятся технологии:

 

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Достижение поставленных целей я планирую  через реализацию следующих задач:

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

 

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно — исследовательской деятельностью учащихся.
 4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

 

 Технология критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления: прием «Кластер», таблица, учебно- мозговой штурм, интеллектуальная разминка, эссе, приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», приём «Чтение с остановками», приём «Перепутанные логические цепочки», приём « Перекрёстная дискуссия» и т.д.

 

 Проектная технология

Цель технологии — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Практическое применение элементов проектной технологии.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

  1. характеризуется высокой коммуникативностью;
  2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  3. особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке истории;
  4. основана на цикличной организации учебного процесса.

Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока.

 

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый” ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ;

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

 Технология интегрированного обучения

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Преимущества интегрированных уроков.

 

Заключение  

 

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно — образовательного процесса, подразумевают, что педагог должен быть творческой личностью, которая хорошо владеет необходимыми образовательными технологиями и использовать их в своей профессиональной деятельности.

В ходе проведённого исследования, исходя из поставленных задач, можно сделать выводы, что использование новых педагогических технологий в обучении имеет ряд преимуществ: позволяет рассматривать обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом педагог уже не является основным источником информации и занимает позицию человека, который организует самостоятельную деятельность учащихся и управляет ею. Основная роль теперь состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между преподавателями и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование новых педагогических технологий, в частности ИКТ, позволяет учащимся погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. Кроме того, уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.

Выбор технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, уровня их подготовленности, темы занятия и т.д. Все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что даёт следующие результаты работы:

Анализируя свой опыт использования инновационных педагогических технологий, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных мною задач. Мониторинг успеваемости и качества обучения, а также результативность внеклассной работы за это время позволяет сделать вывод: использование активных методов и приѐмов способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности.

 

Список литературы