Конкурс Педагогические чтения: «Мнемотехника как актуальная технология в работе с детьми, имеющими трудности в обучении»
Филиал МАОУ Бизинская СОШ»-«Санниковская СОШ»
Мнемотехника как актуальная технология в работе с детьми, имеющими трудности в обучении
Бакиева Розалия Марисовна,
учитель русского языка и литературы
Санниково 2022 год
Аннотация
Не секрет, что изучение русского языка и сейчас, в 21 веке, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат — ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика», тем более у детей, имеющих трудности в обучении. Актуальность работы: в наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях.
Введение
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по данной теме ;
- изучить опыт других педагогов;
- овладеть новыми технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- обобщить опыт педагогической работы по данной теме .
Основная часть
Мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций»
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon», которое происходит от имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз, олицетворявшей память. Слайд № 2
1
Использовать приёмы мнемотехники начали еще в древней Греции. Люди применяли данные техники для запоминания большого объема информации, причем чаще всего информация была совершенно ненужной. Делали они это
с целью продемонстрировать своё искусство в выступлениях на публике. Что им, безусловно, удавалось.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью (слайд №3).
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает улучшает запоминание информации.
Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких «народных» мнемонических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо «народных» приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.
В этом году ко мне пришли пятиклассники, и я столкнулась с проблемой, что большинство детей не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании правил, запоминании словарных слов. Поэтому я стала искать формы, методы, приѐмы и пути совершенствования орфографического навыка учащихся. Сначала интуитивно, а затем обоснованно стала применять на своих уроках мнемотехнические приѐмы. По моему мнению, они оказались наиболее эффективными. Желание помочь обучающимся грамотно писать и привело меня к выбору темы опыта.
Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал преобразуется в доступный и понятный.
Я хочу познакомить вас с некоторыми приемами этой технологии.
Мнемоприём ассоциаций
Для начала я вам раздам карточки с заданием- расставить ударения в словах. Отметки я вам ставить не буду, потому подписывать не обязательно. Но чтобы потом узнать свою работу можно пометить ее каким-либо символом
2
Поставить ударения в словах : ворота, торты, мозаичный, столяр, мастерски, феномен, каталог, квартал, жалюзи, банты, шарфы, фарфор, украинский, завидно, договор, ломота, занята.
Скажите, пожалуйста, легко ли вам было справиться с таким заданием? А сейчас мы с вами поиграем в ассоциации и увидим, как легко и правильно можно научится ставить ударения в словах
Чтобы вдруг не вышел спОр,
Заключите………… |
договор |
Не налезли шОрты —
Очень часто ели…….. |
торты |
Есть при всех конфеты — стЫдно!
Поделись, ведь нам…… |
завидно |
Прилетел мохнатый шмЕль
И уселся на …….. |
щавель |
Все, кто болеют корью, напримЕр,
Помещены в больничный…. |
диспансер |
Возле нас шумит завОд, А под ним …. | газопровод |
А у нашей МАрфы — Все в полоску …. | шарфы |
Ну, почему же ты молчИшь,
Ведь я спросила…. |
позвонишь |
В бухгалтерии аврАл — Завершается……. | квартал |
Харчо – суп грузИнский А борщ …………. | украинский |
Подарок выбрать мне помОг
Один хороший……. |
каталог |
Из Парижа привезлИ На окошки………. | жалюзи |
Если есть в тебе талАнты,
Завяжи на праздник…….. |
банты |
Есть много мнемонических приемов, которые помогают нам грамотно писать, запомнить трудные для написания слова..
«Найди слово в слове» |
Задание 3: В слове может «прятаться» другое слово или несколько слов. Найдите в словах другие слова, которые являются словарными и требуют запоминания их написания.
В маленькой птичке ….. прячется большая птица ворон. Вокруг зала обежал и попал я на… Каркнула ворона, полетела вниз и уселась на … Короб тащит Зина – называется … С вражьей силой он в …, не потерпит…. |
Ключ.
В маленькой птичке жаворонок прячется большая птица ворон. Вокруг зала обежал и попал я на вокзал Каркнула ворона, полетела вниз и уселась на карниз Короб тащит Зина – называется корзина С вражьей силой он в сражении, не потерпит поражение. |
Вспомним еще одного героя мультфильма – ослика И-а. «Правило ослика И-А» поможет нам при написании корней с чередованием е-и.
Если за корнем есть суффикс а, то в корне пишется буква и.
|
Задание 4:Используя «Правило ослика», выбери в каждой строчке «Третье лишнее»
Нат.рать, заж.гать, отп.реть. Прод.рать, зам.реть, бл.стеть. Расст.лить, расст.лать, выч.тать.
|
Ключ.
Натирать, зажигать, отп.реть. Продирать, замереть, блестеть. Расстелить, расстилать, вычитать.
|
Заключение
Вывод по работе:
- Приёмы мнемотехники являются эффективными помощниками в учёбе для детей, имеющих трудности в обучении
- Использования мнемоприёмов делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
- Применение мнемотехники позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз ( при условии постоянного применения мнемоприёмов).
Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
Я убеждена, что использование мнемотехники необходимо, т.к. предлагаемые мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости.
Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.
На мой взгляд, материал, представленный в нашей работе, будет интересен в работе коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с запоздалым психическим развитием.
На мой взгляд, результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к предмету.
Литература:
- Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального мышления . URL: http://*****/books/1247/.
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.
- Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. URL: http://www. e-reading.
/book. php? book=131402.
- Кривин Ф. Д. Полусказки. – Ужгород.: Карпаты, 1988. – 146 с.
- Крылов А. А. Психология. URL: http://ezolib.ru/6413.html
- Ладыженская Т. А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
- Лисовская Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80 с.: ил.