Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конкурс Педагогические чтения: «Мнемотехника как актуальная технология в работе с детьми, имеющими трудности в обучении»

Филиал МАОУ Бизинская СОШ»-«Санниковская СОШ»

 

Мнемотехника как актуальная технология в работе с детьми, имеющими трудности в обучении

 

Бакиева Розалия Марисовна,

учитель русского языка и литературы

 

Санниково 2022 год

 

Аннотация

Не секрет, что изучение русского языка и сейчас, в 21 веке, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат — ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика», тем более у детей, имеющих трудности в обучении. Актуальность работы:  в наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях.

Введение

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя.

Задачи:

Основная часть

Мнемотехника – одна из технологий, которая способна помочь ученику и учителю. Благодаря ей школьник не просто слушает материал, а усваивает информацию, расширяя границы восприятия. Данная технология делает информацию намного интереснее и ярче, поэтому запомнить её будет куда проще, чем сухой материал. Запоминание происходит благодаря ярким ассоциациям, так как у школьника начинает работать эмоционально-образная память.

«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon», которое происходит от имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз, олицетворявшей память. Слайд № 2

1

Использовать приёмы мнемотехники начали еще в древней Греции. Люди применяли данные техники для запоминания большого объема информации, причем чаще всего информация была совершенно ненужной. Делали они это

с целью продемонстрировать своё искусство в выступлениях на публике. Что им, безусловно, удавалось.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью (слайд №3).

А (аз)   Б (буки)  В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол)  Д (добро)  Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает улучшает запоминание информации.

Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких «народных» мнемонических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо «народных» приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.

В этом году ко мне пришли пятиклассники, и я столкнулась с проблемой, что большинство детей не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании правил, запоминании словарных слов. Поэтому я стала искать формы, методы, приѐмы и пути совершенствования орфографического навыка учащихся. Сначала  интуитивно, а затем обоснованно стала применять на своих уроках мнемотехнические приѐмы. По моему мнению, они оказались наиболее эффективными. Желание помочь обучающимся грамотно писать и привело меня к выбору темы опыта.

Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций. Благодаря ассоциативным связям «чуждый» материал преобразуется в доступный и понятный.

Я хочу познакомить вас с некоторыми приемами этой технологии.

Мнемоприём ассоциаций

Для начала я вам раздам карточки с заданием- расставить ударения в словах. Отметки я вам ставить не буду, потому подписывать не обязательно. Но чтобы потом узнать свою работу можно пометить ее каким-либо символом

2

Поставить ударения в словах : ворота, торты, мозаичный, столяр, мастерски,  феномен,  каталог, квартал,  жалюзи,  банты, шарфы, фарфор, украинский,  завидно,  договор,  ломота, занята.

Скажите, пожалуйста, легко ли вам было справиться с таким заданием? А сейчас мы с вами поиграем в ассоциации и увидим, как легко и правильно можно научится ставить ударения в словах

Чтобы вдруг не вышел спОр,

Заключите…………

договор
Не налезли шОрты —

Очень часто ели……..

торты
Есть при всех конфеты — стЫдно!

Поделись, ведь нам……

завидно
Прилетел мохнатый шмЕль

И уселся на ……..

щавель
 Все, кто болеют корью, напримЕр,

Помещены в больничный….

диспансер
Возле нас шумит завОд, А под ним …. газопровод
А у нашей МАрфы — Все в полоску …. шарфы
Ну, почему же ты молчИшь,

Ведь я спросила….

позвонишь
В бухгалтерии аврАл — Завершается……. квартал
Харчо – суп грузИнский А борщ …………. украинский
Подарок выбрать мне помОг

Один хороший…….

каталог
Из Парижа привезлИ   На окошки………. жалюзи
Если есть в тебе талАнты,

Завяжи на праздник……..

банты

 

Есть много мнемонических  приемов, которые помогают нам грамотно писать, запомнить трудные для написания слова..

«Найди слово в слове»

Задание 3: В слове может «прятаться» другое слово или несколько слов. Найдите в  словах другие слова,  которые являются словарными и требуют запоминания их написания.

В маленькой птичке …..  прячется большая птица  ворон.

Вокруг зала обежал и попал я на…

Каркнула ворона, полетела  вниз и уселась на  …

Короб тащит Зина – называется …

С вражьей силой он в …, не потерпит….

Ключ.

В маленькой птичке    жаворонок     прячется большая птица  ворон.

Вокруг зала обежал и попал я на   вокзал

Каркнула ворона, полетела  вниз и уселась на  карниз

Короб тащит Зина – называется  корзина

С вражьей силой он в сражении,   не потерпит   поражение.

Вспомним   еще одного героя мультфильма  – ослика И-а. «Правило ослика И-А»  поможет нам при написании корней с чередованием е-и.

Если за корнем есть суффикс а,  то в корне пишется буква и.

 

Задание 4:Используя «Правило ослика», выбери в каждой строчке «Третье лишнее»

 

Нат.рать, заж.гать, отп.реть.

Прод.рать, зам.реть, бл.стеть.

Расст.лить, расст.лать, выч.тать.

 

 

Ключ.

Натирать, зажигать, отп.реть.

Продирать, замереть, блестеть.

Расстелить, расстилать, вычитать.

 

Заключение

Вывод по работе:

  1. Приёмы мнемотехники являются эффективными помощниками в учёбе для детей, имеющих трудности в обучении
  2. Использования мнемоприёмов делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.
  3. Применение мнемотехники позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз ( при условии постоянного применения мнемоприёмов).

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Я убеждена, что использование мнемотехники необходимо, т.к. предлагаемые мнемоматериалы нашли отклик у учеников, что способствовало развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости.

Применять приёмы мнемотехники следует на уроках, где запоминание информации происходит с трудом.

На мой взгляд, материал, представленный в нашей работе, будет интересен в работе коррекционных классов, а также для учителей, работающих с детьми с запоздалым психическим развитием.

На мой взгляд, результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к предмету.

Литература:

  1. Зиганов. М. А., Козаренко В. А. Запоминание на основе визуального мышления . URL: http://*****/books/1247/.
  2. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.
  3. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. URL: http://www. e-reading.

/book. php? book=131402.

  1. Кривин Ф. Д. Полусказки. – Ужгород.: Карпаты, 1988. – 146 с.
  2. Крылов А. А. Психология. URL: http://ezolib.ru/6413.html
  3. Ладыженская Т. А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
  4. Лисовская Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80 с.: ил.