Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конкурс Педагогические чтения: «Методика позиционного обучения на уроках биологии и географии».

 

«Методика позиционного обучения на уроках биологии и географии».

 

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Бизинская средняя общеобразовательная школа»

 

Выступление на  муниципальных

Педагогических чтениях «Поиск и творчество — 2022»

 

Секция:

« Использование современных продуктивных технологий в образовании

и воспитании».

 

Тема выступления:

«Методика позиционного обучения

на уроках биологии и географии».

(мастер- класс)

 

Автор: Южакова Елена Григорьевна,

учитель биологии, химии, географии.

·

Идея позиционного обучения оформилась в самостоятельную технологию в 90-е годы XX века. Впервые отечественными педагогами она была использована как модель обучения студентов при работе с хрестоматийным материалом. Н.Е. Веракса апробировал технологию на занятиях по психологии с целью активизации позиции обучающихся при изучении работ ведущих психологов. В дальнейшем идея позиционного обучения стала применяться и школьными учителями в работе со старшеклассниками.

Введение

Цель технологии: создание условий для становления и развития личности обучающегося через организацию его самостоятельной рефлексивно-познавательной деятельности по изучению авторских, научных, художественных текстов, содержащих новую для него информацию.

Основные задачи технологии позиционного обучения:

·        конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

·        коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

·        социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

·        обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости; появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;создаются условия для вариативности и дифференциации;

·        используется положительное стимулирование обучающихся;

·        формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Основная часть

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

·        решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

·        оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

1.    1.Подготовительный, который включает:

·        подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,

·        глубокое изучение текста,подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

·         2.Организационный:деление учащихся  на группы,распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

·        группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,

·         вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,

·        группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем.

Задачи групп (смотри приложение 1)

Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц, Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.

К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся. (фотографии с этапов урока см приложение 2)

Результат технологии: формирование у обучающегося системы универсальных учебных действий; развитие логического мышления, аналитических и рефлексивных умений.

Результаты работы обучающиеся оформляют наглядно и используют их в качестве иллюстрации своего выступления на этапе коллективного обсуждения текста, это позволяет им визуализировать свою позицию и представить ее наиболее полно, показав все выявленные связи и зависимости предметного содержания.

Позиционное обсуждение проводится по итогам работы участников с текстом. Для осуществления диалогового взаимодействия всем участникам целесообразно изучать один и тот же источник, таким образом, происходит рассмотрение материала с разных точек зрения (позиций), обеспечивается разносторонний анализ основных характеристик изучаемого вопроса, что способствует более эффективному и прочному освоению предметного содержания.

Обозначенные принципы технологии позиционного обучения выделены на основе анализа опыта ее использования в работе со студентами и школьниками, их реализация позволит эффективно организовать познавательную деятельность обучающихся в процессе освоения учебных дисциплин. Вместе с тем, стоит отметить, что в зависимости от особенностей изучаемого содержания, поставленных педагогом целей, планируемых результатов, возможна вариативность в реализации некоторых принципов, и внесение коррективов в построение занятия. Например, педагог может сам распределить позиции, предложить выбрать не одну, а две; подобрать для работы несколько разных текстов, раскрывающих одинаковое предметное содержание.

Ученики обучаются эффективной работе с текстом, навыкам рефлексии, развивают творческие способности, навыки коммуникации, что позволяет сделать процесс изучения литературы и русского языка в гуманитарном классе принципиально иным, так как учебный план предоставляет больше возможностей для организации позиционного обучения.

Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.(Приложение 3)

Список литературы

  1. Веракса Н.Е.Модель позиционного обучения студентов// Вопросы психологии, 1994, №3.
  2.  Учим успешному чтению.Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др.]. — М.: Просвещение, 2011. — 88 с.- (Работаем по новым стандартам). — ISBN 978-5-09-021300-4

 

Приложение 1

Задачи для групп:

 

Приложение 2

Фотографии с этапов урока.

 

 

Приложение 3

Текст для работы.

Тюме́нская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположенный на юге Западной Сибири. Входит в состав Уральского федерального округа и Западно-Сибирского экономического района.

Особенностью Тюменской области является то, что в её состав входят два других субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Площадь области с автономными округами — 1 464 173 км2; собственно Тюменской области — 160 122 км2. Если рассматривать общую площадь, то область занимает 3-е место среди субъектов РФ, уступая лишь Якутии и Красноярскому краю. А по своей площади область почти равна Германии, Италии, Франции и Великобритании вместе взятым.

Вместе с автономными округами составляет крупнейший нефтегазоносный регион России и один из крупнейших таких регионов в мире. Большая часть российской нефти добывается в Югре, газа — на Ямале.

Современное устройство области и автономных округов в её составе было закреплено в 1993 году.

Тюмень вот уже несколько лет лидирует в рейтинге по качеству жизни россиян, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Но, как бы там ни было, большая часть области приравнивается к крайнему северу, поэтому люди тут проживают в экстремальных природно-климатических условиях.

По территории области протекает более 70 тысяч водотоков протяжённостью более 10 км, их суммарная длина составляет 584,4 тысяч км. Крупнейшие реки области — Обь (185 км³/год) и Иртыш (36,5 км³/год) — имеют судоходное значение. В области расположено примерно 70 тысяч озёр. На севере и в центральной части распространены термокарстовые и болотные озёра, на юге — бессточные солёные водоёмы в понижениях рельефа.

Заселение территории области началось 40,3 тыс. л. н., о чём свидетельствует находка таранной (надпяточной) кости у полуяновской деревни Байгара (выше Тобольска по правому берегу Иртыша)

Когда-то на территории области (примерно в конце первого тысячелетия) проживали тюркские племена. Со временем они образовали целую этническую группу — сибирские татары. Отряд казаков во главе с Ермаком, дал толчок для переселения русских людей в Сибирь. И вот как раз Тюмень и стала первым городом Сибири (в 1586 году). Основали ее на месте татарского города Чимги-Тур.

Население в Тюменской области составляет 3 660 030 человек, а национальностей насчитывается около 120. Крупных населенных пунктов здесь тоже много: Тюмень, Тобольск, Нижневартовск, Ишим, Сургут, Нефтеюганск, Салехард.