Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

"Использование компьютерных программ при работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Филиал МАОУ «Бизинская СОШ»- «Ворогушинская ООШ»
 

Мастер — класс

«Использование компьютерных программ при работе с детьми, имеющими трудности в обучении»
 
  
Овчарова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
Филиала МАОУ «Бизинская СОШ»-
«Ворогушинская ООШ»
 
  

АННОТАЦИЯ

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это  речевые патологии и нарушения  интеллекта. Применение специализированных компьютерных программ, при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, добиться положительной динамики в обучении  и воспитании.
  2021
 
ВВЕДЕНИЕ
Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Использование компьютерных программ при работе с детьми, имеющими трудности в обучении »
Интеллектуальное развитие детей выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении. В основном это дети имеющие различные нарушения речи и задержку интеллектуального развития.
Цель мастер-класса:  познакомить с разнообразием компьютерных программ, отвечающих современным требованиям и успешно использующимся в практике работы с детьми, имеющими трудности в обучении, для решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
Задачи: 1. Познакомить с  компьютерными программами для развития детей.

  1. Показать возможности компьютерных программ.
  2. Оценить достоинства нового средства обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ .
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей  имеющими трудности в обучении. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Рассмотрим основные направления работы с детьми, имеющими трудности в обучении и компьютерные программы для их реализации:
— первое направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребёнка,
— второе направление: применение компьютера как средства обучения.
Роль компьютерных программ в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря им появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка.
В работе с детьми , имеющими трудности в обучении я использую электронное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», которое предназначено в качестве пособия по речевому развитию. Его можно скачать бесплатно и без регистрации, в дальнейшем при работе с данным пособием интернет не требуется. В пособии имеются следующие разделы: неречевые звуки, звукоподражания,  речевые звуки, развитие связной речи. Логопедические игры, включают следующие игры-задания: перескажи рассказ, подбери действия, подбери признаки, составь рассказ-описание, определи место звука в слове и др.
Данная программа помогает сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научит связно и грамотно говорить, читать, увеличить его словарный запас, помогает развить слуховую и зрительную память.
Также использую игры с логопедического сайта, компьютерные пособия для развития речи Галины Данилене. Использовать в своей работе данные игры можно бесплатно, но при наличии интернета. Разделы данного сайта: развитие мелкой моторики (видео уроки «Наши пальчики играли»); развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; артикуляционная гимнастика; звуки; развитие речи; подготовка к школе; чтение, письмо; логопедические сайты.
В разделе звуки вместе со сказочными героями учимся правильно произносить звуки. К каждой группе звуков есть подразделы: обучение, видео — уроки, презентации для закрепления правильного произношения звука, учебные компьютерные игры.
Одной из главных задач учителя, является научить ребёнка читать и писать. В этом ему помогут следующие компьютерные программы:
 Компьютерная программа «Azbuka Pro «. Программа -говорящая русская азбука — Azbuka Pro — высокоэффективный тренажёр для обучения чтению детей . Обучение происходит в игровой форме, начиная с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и наконец, учимся читать.
Данная программа помогает:
— формировать у ребенка слоговую структуру слова.
— формировать  наглядное представление о соотношении слова и предмета.
Т. к. в детском возрасте, основным видом деятельности является игра, то данная программа позволяет заинтересовать ребенка, активно включать его  в обучающий процесс и легко и быстро овладеть навыками чтения даже детям с ОВЗ.
 Компьютерная программа «Я учусь читать слова»
Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами.
Это занимательные уроки. Вместе с веселым помощником в игровой форме ребенок познакомится с буквами, слогами и словами, усвоит основные навыки чтения. Простейшие задания и озвученные подсказки помощника позволят ребёнку в комфортном для него режиме пройти всю игру и получить грамоту.
Обучающая игра «Я учусь читать слова» построена на принципе повторения, она состоит из серии мини-игр, которые развивают память, логическое мышление и способность к концентрации. В любой момент ребенок может выйти из игры, все набранные призы при этом сохраняются.
Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово, собери слово из слогов, собери предложение из слов. В ходе игры у ребёнка происходит развитие слуховой и зрительной памяти.
Ещё одним помощником в работе с детьми , имеющими трудности в обучении является мультимедийное пособие.
  «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа» — это серия увлекательных мультимедийных пособий,  в основе которых принцип – обучение через игру и развлечение.
Серия  включает уроки математики, русского языка и окружающего мира с первого по четвёртый класс и содержит более 3 200 интерактивных заданий и игр. Управление – предельно простое, количество кнопок – сведено к минимуму, все задания и пояснения озвучены, что позволяет даже ещё плохо читающему ребёнку решать задачи и выполнять упражнения самостоятельно.
Выполняя задания «один на один» с компьютером, ребёнок знает, что можно пытаться найти решение ещё и ещё раз – экспериментировать, пробовать, рассматривать – и никуда не спешить.
«Обучение грамоте» –  весёлая игра, которая учит читать. «Русский язык» — мультимедийное пособие, которое заложит основы правописания и даст знания грамматики. «Математика»  — пособие, уроки по которому проходят в волшебной школе-крепости. Здесь школьник научится  считать, вычислять, сравнивать числа и единицы измерения, решать задачи. «Окружающий мир» — мультимедийный курс, который помогает получить знания  о целостной картине мира и учит некоторым правилам безопасности, а также основам гигиены и сохранения здоровья, правилам общения с незнакомыми людьми.
Вывод.
Все дети очень разные: одни очень яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен само реализоваться.
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей имеющих трудности в обучении, необходимо отметить, что наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ.
Источники сети Интернет

  1. https://romaschki.jimdofree.com/о-у/
  2. https://www.r-rech.ru/
  3. http://soft.mail.ru/program_page
  4. https://smallgames.ws/10980-razvitie-rechi-uchimsya-govorit-pravilno.html

 
 Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд20 Слайд21 Слайд22 Слайд23 Слайд24 Слайд25 Слайд26 Слайд27