Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

«Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе, как средство повышения мотивации к обучению в условиях ФГОС»

Филиал МАОУ «Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ»
 
Мастер-класс
 
«Использование активных методов обучения на уроках
в начальной школе, как средство повышения мотивации к обучению в условиях ФГОС.»
 
Сергеева Валентина Михайловна,
Учитель начальных классов
Филиала МАОУ «Бизинская СОШ»-
«Ворогушинская ООШ»
 
Аннотация.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Одним из действенных средств повышения мотивации на уроках в начальной школе являются методы активного обучения.  Их  актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции постановкой задач формирования у школьников.
 
Введение
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
— передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Основная часть.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат  учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные  навыки.
Для каждого этапа урока используются свои активные  методы и приёмы , позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, они подразделяются на :методы начала урока; методы выяснения целей, ожиданий, опасений; методы презентации учебного материала; методы организации самостоятельной работ; методы релаксации; методы подведения итогов.
Рассмотрим подробнее использование активных методов на разных этапах урока .

 Приведу пример: Метод «Здороваемся глазами»  Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
— Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

  1. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений.

Это такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение  ожиданий, опасений и постановку целей обучения.
Например: можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них  деревьями  (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах»  ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений .Я вам тоже предлагаю записать свои ожидания на яблоках и опасения на лимонах от нашего мастер — класса..
3   Методы презентации учебного материала.  
Например, мы определимся с понятием активные  методы обучения».
— Для этого я применю  «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
— Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию  кластер  по теме «Активные  методы обучения».
 Кубик Блума    Прием для  смыслового чтения.

  1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
    Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.
    2. Формулируется тема урока. Дети знакомятся с темой самостоятельно.
    3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
  2. Методы релаксации.

Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса.
Метод «Постройся по росту». Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию. Проведение: Дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту.
Метод активной релаксации  «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь
руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем.
5.Методы подведения итогов.
 Метод «Написание  синквейна» На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам .
— Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. Итак, тема синквейна «Метод». -Запишите на карточках.
Заслушиваются ответы разных групп.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”,  “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Вывод:
Таким образом, применение активных методов  обучения не только повышает эффективность урока, но и формируют положительную мотивацию к обучению у учащихся класса.
 
Использованная литература.

  1. Подласый И.П.  Продуктивная педагогика // Народное образование, 2003г.С. 476-485
  2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
  3. Яковлев И.М. Методика и техника урока. -М., 2003
  4. Амоношвили Ш.А.  Школа жизни. – М: Изд. дом Шалвы Амоношвили. 2000. – 143.

 
Приложение 1
 
Для исследования уровня школьной мотивации учащихся в сентябре 2019г. был применен опросник Н. Лускановой, цель которого — выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.
Статистический анализ полученных данных показал, что на начало 1-3 класса (2019-2020 уч. г) было у 2уч.   (20%) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
У  2уч. (20%) – хорошую школьную мотивацию. Данная группа детей успешно справляется с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм- средняя норма.
У 2уч. (20%) — положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной  деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.  Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация наблюдалась у 4уч. (40%) учащихся Подобные школьники посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе(это учащиеся 1класса В декабре 2020 года была проведена промежуточная диагностика, которая показала положительную динамику в развитии степени школьной мотивации. I уровень  изменился  на 20%(40%), II уровень повысился на 10% (30%) . III уровень остался 20% свою очередь учащиеся с IV  уровнем   уменьшились с 4 человек (40%) до 1 (10%), учащихся, относящихся  негативно к школе нет.
Таким образом, применение продуктивных методов и приёмов обучения не только повышает эффективность урока, но и формируют положительную мотивацию к обучению у учащихся класса.   Продуктивные методы и приёмы  обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18