Конкурс Педагогические чтения: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«БИЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» —
«ВОРОГУШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ
Исп.: Р.О. Рахматуллин
2022 г.
Управление перспективной сельской школой.
«И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться». Луначарский А.В.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования затронули и систему образования, где особое внимание уделяется сельским школам, большинство из которых являются малокомплектными.
Сельская школа остается главным резервом пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Чтобы сохранить село, без которого не может существовать школа, образование должно соответствовать социально-ценностному заказу государства, сельского сообщества, семьи и конкретного человека заинтересованного в развитии села. Важным условием решения этой задачи является целенаправленная учебно-воспитательная работа, которая организуется как на уроке, так и во внеурочное время.
Процессами совершенствования таких образовательных практик являются: — развитие школы и детских садов как педагогической системы; — достижение новых и высоких результатов образования; — повышение конкурентной способности сельской школы.
Регулирование указанных процессов лежит на плечах управленческой команды школы, под которыми (процессами) следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию образовательной деятельности, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся.
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.
В первую очередь необходимо учитывать возможности содержания всех учебных дисциплин, усиливая связь обучения с жизнью, практическую направленность учебной деятельности детей на сознательный, ответственный и созидательный труд на селе (и в других отраслях).
Основанием и нормативной базой для эффективного управления и самостоятельности современной сельской школы являются:
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральные государственные образовательные стандарты по уровням общего образования и др. (Документы не противоречат Конституции РФ).
Так в ст. 2 закона «Об образовании» урегулированы основные понятия:
1) образование — как процесс воспитания и обучения, в интересах человека, семьи, общества и государства…;
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня…;
9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) …;
10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)…;
17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
Статья 28 достаточно закрепляет компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности…;
- Образовательные организации свободны в определении содержания образования по реализуемым ими образовательным программам.
- К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 5) прием на работу работников; 6) разработка и утверждение образовательных программ; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации…;
Основной вид деятельности школы образовательная, направленная на реализацию программ и достижения результатов (измеряемые изменения).
В этой связи меняется ключевая роль современного руководителя. Сегодня он стратег и организатор, способный видеть результат деятельности организации, и ориентирующий команду не только оценивать образовательные достижения, качество образовательных программ и условия осуществления образовательного процесса, но и проектировать варианты управленческих решений, которые могут изменить ситуацию к лучшему (переход от контроля качества образования к управлению качеством образования).
Единое образовательное пространство школы (с ее филиалами) может быть поделено на следующие управленческие блоки (по аналогии с большими школами):
— координация учебных программ и проектов;
— воспитание и социализация;
— контроль за качеством образования;
— управление финансово-экономической и хозяйственной деятельностью.
Меняется состав управленческой команды современной школы
— Руководитель образовательной организации (директор)
— Заведующий по реализации образовательных программ (или по содержанию образования) основными функциями которого являются определение (изменение) структуры управления образовательным процессом в школе, организация деятельности межпредметных методических объединений, организация работы педагогов по реализации образовательных программ, планирование процесса повышения квалификации педагогов.
— Ответственный (ответственные) по контролю качества образовательных результатов ведет — мониторинг ситуации внутри управленческой команды и педагогического коллектива. Главный механизм профессиональной деятельности ответственного — организация взаимотребовательности педагогов.
(Реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса).
Наблюдается уход от принципа – «Сам учу, сам проверяю…»
Важны метапредметные образовательные результаты – как результат профессиональной деятельности не одного учителя, а всех учителей, работающих в школе.
С целью организации работы указанного блока возможно не расширять управленческие кадры, а закрепить ответственное лицо (лиц), наделив его (их) некоторыми правами, формируя управленческий резерв, стимулируя карьерный рост.
Также эти функции можно возложить на руководителей внутришкольных методических объединений. Данный вариант более приемлемый.
— Заместитель руководителя по воспитанию и социализации обучающихся, помощники которого — классные руководители, социальные педагоги, психологи, родители и сами учащиеся (самоуправление).
— Заведующий по управлению финансово-экономическими ресурсами.
— Главный бухгалтер.
Основные задачи управленческой команды.
— организация и осуществление учебного процесса, направленного на получение образовательных результатов;
— безопасное пребывание ребенка в школе;
— организация качественного питания;
— создание условий для реализации дополнительного образования детей в школе;
— санитарные условия;
— создание необходимых современных материально- технических условий и др.
Однако главная задача – педагогическая, остальные задачи вспомогательные, направлены на оптимизацию ресурсов в стремлении довести качество образовательных результатов, до максимального значения.
Ключевые принципы формирования единого педагогического коллектива школы (формирования эффективного штатного расписания):
1) Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач своей работы.
2) Моральная и материальная отдача от результатов своего труда.
3) Правильная (эффективная) расстановка кадров.
4) Грамотное стимулирование работников, в том случае, когда материально поощряться должен результат.
5) Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Главная ответственность в получении образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами лежит на руководителе образовательной организации.
На основании указанного, руководствуясь нормативными документами управленческая команда способна создать современную сельскую школу как важный фактор социально – экономического и культурно – образовательного развития села, как начальное практико- ориентированное образовательное учреждение.
В конкретной сельской школе и конкретном селе имеются свои уникальные условия, с учетом которых и нужно определять соответствующую образовательную программу.
Литература.
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
— Котлярова И. О., Кутан Б. А., Сериков Г. Н. Модернизация образования на селе: инновационный проект.
— Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской школе.
— Чернобай Е.В. Какой может быть управленческая команда совре