Конкурс Педагогические чтения: «Применение активных методов обучения на уроках математики»
Филиал МАОУ «Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ»
Мастер-класс
«Применение активных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Сергеева Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
Аннотация.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Одним из действенных средств повышения мотивации на уроках в начальной школе являются методы активного обучения. Их актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции постановкой задач формирования у школьников
Введение
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.
Цель мастер-класса: познакомить коллег с вариантами использования АМ обучения на разных этапах урока в начальной школе
Основная часть.
Современный урок — это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
Позиция учителя должна быть такова: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях). Так же в основу теоретической базы моего опыта явились работы Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина,
Активные методы можно условно объединить в следующие основные блоки:
а) дискуссионные методы — дискуссия, мозговая атака;б) игровые методы — дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры;в) ролевые игры;г) контригра — метод осознания коммуникативного поведения;д) методы погружения;е) методы тренировки чувственности.
Активные методы обучения в зависимости от этапа урока:
методы начала урока; методы выяснения целей, ожиданий, опасений;методы презентации (объяснения) учебного материала;методы организации самостоятельной работы;методы релаксации;методы подведения итогов.
М.Новик выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Каким образом АОМ можно применить на уроках математики в начальной школе? Урок математики, как и остальные, можно разделить на несколько этапов: начало урока; постановка цели и задачи, работа над темой; завершение.
Первый этап включает в себя приветствие, вхождение в тему, определение трудностей и ожиданий учащихся, второй этап – закрепление изученного ранее, объяснение новой темы, самостоятельную работа над темой учащихся, третий – эмоциональную разрядку, рефлексию, подведение итогов. Каждому из этапов также соответствуют определенные методы, которые позволяют решить конкретные задачи этапа.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся на первом этапе урока, на мой взгляд, являются нетрадиционное начало урока (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка,головоломки), а также постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.(«Корзина идей», прием «Кластеры»)
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей.Считаю, что образовательная платформа Учи. Ру помогает учителю развивать функциональную грамотность ребёнка и позволяет индивидуализировать образовательный процесс в школе.
Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык.
Этому способствуют следующие задания из Учи. ру, которые я применяю, начиная с первого класса- это пересчёт объектов, учим состав чисел на примере заданий «Загрузи грузовик недостающими числами», задания на сложение и вычитание, умножение и деление, работа с круглыми числами, название и порядок круглых чисел при помощи шкалы чисел, с разрядными слагаемыми. Стоит отметить, что платформаUchi.ru постоянно привносит какие-либо новинки. Например, «Счет на лету» — игра, которую мы используем как устный счет на уроке или для отработки скорости в вычислениях на занятиях внеурочной деятельности.
На втором этапе возможно использование такого метода активного обучения, как презентация учебного материала с использованием информационно — коммуникативных технологий, электронных пособий и интерактивной доски, а также актуальным на сегодняшний день является применение нетрадиционных форм урока, а именно:Рассмотрим следующий этап урока «Постановка цели и задач». Основная нагрузка на данном этапе ложится на учителя. Главная задача которого подвести обучающихся к цели урока. Для этого я использую одну из карточек платформы «Учи.ру», например, по теме «Умножение на 1» Сначала детям предлагается найти сумму единиц и заменить сложение умножением. Затем предлагается дополнить новое для детей правило. Таким образом, обучающиеся постепенно, самостоятельно подходят к цели урока — научиться умножать на один. Отмечу также, что при правильном выполнении данной карточки обучающиеся получают похвалу, что не мало важно для повышения их внешней мотивации.
Цифровая платформа «Яндекс.Учебник» для обучения основным школьным предметам: математике 1класс(решение задач)три попытки, подсказка.Задания платформы «Яндекс.Учебника» можно использовать ни только в качестве отработки уже изученных тем и в качестве домашних заданий, но и при изучении новой темы урока. Платформа привлекает яркостью, возможностью использовать материал карточек на интерактивной доске на уроке при фронтальной работе, а также построение индивидуальных домашних заданий.
При работе над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор»- во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора.
Следующий этап «Первичное усвоение новых знаний», задачей которого является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Рассмотрим одну из карточек на платформе «Учи.ру», например, по теме «Задачи на уменьшение числа в несколько раз» Сразу хочется отметить наличие на этой карточке игровых персонажей платформы Гриши и Сони, которые повышают внешнюю мотивацию детей на выполнение данного задания. Сначала детям предлагается заполнить пропуски в условиях задач, затем сравнить задачи, подобрать рисунок к задачам и решить их. Таким образом выполнив данную карточку, обучающиеся вместе со своими друзьями Гришей и Соней тренируются в решение задач на уменьшение числа в несколько раз.
На этапе «Закрепление» важно давать задания максимально приближенные к жизни. Так как основной задачей этого этапа является научить использовать полученные знания на практике в любых жизненных ситуациях. Платформа «Учи.ру» предлагает большой выбор таких заданий. Рассмотрим одну из карточек, например, по теме «Площадь. Единицы площади» Обучающимся предлагается подставить подходящую единицу площади тетрадного листа, комнаты, шоколадки, цветочной клумбы. Каждое задание сопровождается красочным рисунком, что способствует повышению мотивации.
Элетронные тетради .Работу с ними можно включать на различных этапах урока: во время устного счета (на уроках математики);при закреплении нового материала; при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера
На этапе завершение наиболее эффективными являются такие методы активного обучения, как:«Метод мозгового штурма».Метод «Синквейн».
Игра «да — нет».
Вывод:
Все перечисленные методы не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их. Такое сочетание позволит рационально организовать образовательный процесс. Систематическое использование такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предмета, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Учащиеся стали более активны, с большим желанием принимают участие в школьных и муниципальных олимпиадах. Ученик 4 класса Шамаков Вусал в 2019-2020уч.году награжден дипломом 2степени в областной математической игре»Домино». Веневцева Ангелина ученица 3класса в 2020году в муниципальном конкуре «Интеллектуальное пятиборье» заняла 2место(набрала больше всех очков по математике). Считаю, что большая заслуга этих положительных изменений, применение на уроках АМО технологии, которые позволяют дать учебный материал в игровой форме, положительно настраивать учащихся на урок, создавать эмоциональный настрой, мотивировать учащихся.
Использованная литература.
1.«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
2.Коростелева Н.М. Активные методы обучения — www.nsportal.ru
3.Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». — Международный Институт Развития ЭкоПро, Образовательный портал Мой университет www.moi-universitet.ru, Факультет интерактивного обучения http://moi-amour.ru – 2016-17 г.
4.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала : Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание».