Конкурс Педагогические чтения: «Стратегия смыслового чтения»
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бизинская средняя общеобразовательная школа»-«Санниковская средняя общеобразовательная школа»
Стратегия смыслового чтения
Абдувалиева Эльза Раисовна
Учитель биологии и химии
2022
Аннотация. Данная презентация опыта раскрывает важность обучения смысловому чтению. Владение стратегиями смыслового чтения помогает обучающимся достигать поставленных целей и расширять свои знания. В статье описываются приемы, используемые на различных этапах урока при работе с текстом.
«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,
разве разум оратора не должен постичь истину того,
о чем он собирается говорить?»
Платон
Введение
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по данной теме ;
- изучить опыт педагогов, школы, района, страны;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их
в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по данной теме .
Содержание :
Вследствие того, что в современном мире наблюдается:
— снижение интереса к чтению благодаря широкому распространению видео- и компьютерной продукции;
-ограниченность круга чтения подростков с преобладанием развлекательной литературы;
— низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме на уроках необходимо уделять особое внимание развитию навыков смыслового чтения.
В чем же заключается цель смыслового чтения?
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
В условиях современной модернизации образования одной из главных дидактических проблем обучения (независимо от преподаваемого предмета) в свете реализации ФГОС основного общего образования (ООО) становится формирование умений смыслового чтения. Во ФГОС основного общего образования данная позиция отражена в концепции универсальных учебных действий (УУД).
Блок познавательных УУД включает общеучебные умения, составной часть которых является и смысловое чтение. На ступени ООО установлены планируемые результаты освоения 4 междиплинарных учебных программ, в том числе программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», направленной на достижение метапредметных результатов и включающей следующие направления работы с текстом:
Поиск информации и понимание прочитанного;
Преобразование и интерпретация информации;
Оценка информации.
Умения смыслового чтения тесно связаны с умениями работать с информацией. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критические), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.
Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя. Для осуществления педагогической деятельности их формирование и развитие имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в новых образовательных стандартах, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА, ЕГЭ и ВПР. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы, даже успешные обучающиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
В-третьих, неутешительные результаты международных исследований, проведенные Международной программой по оценке образовательных достижений, учащихся и Международного проекта «Изучение качества чтения и понимания текста». Проблемы у учащихся возникали уже на начальном этапе – при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам заданий приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания».
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
Цель опыта: создание условий для развития навыков смыслового чтения как средства формирования и развития универсальных учебных действий на уроках биологии.
Для достижения цели мною были поставлены задачи:
изучить различные стратегии смыслового чтения;
способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха на уроке.
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Каждое направление работы с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе рационально организованной учебной деятельности. Основные особенности организации смыслового чтения представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности организации смыслового чтения
Этапы формирования умений смыслового чтения | ||
Смысло — ориентирующий | Содержательно — смысловой | Рефлексивно — личностный |
Основные приемы организации учебной деятельности | ||
Поиск, выявление, сопоставление информации | Обобщение, интепритация, преобразование информации | Оценка и использование информации для решения практико – ориентированных задач |
Основные умения смыслового чтения | ||
Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
Определять из текста значение терминов. Сопоставлять информацию из разных частей текста. Устанавливать в тексте последовательность дейтвий. |
Выделять главную мысль отдельных частей текста.
Делать выводы на основе информации из текста. Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот. Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте. Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. |
Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов. Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию. |
Результаты смыслового чтения | ||
Общая ориентация в тексте | Глубокое понимание текста | Применение полученной информации в практической деятельности |
Учителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем.
Чтобы смысловое чтение и работа с текстами на уроках биологии способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включить учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу в учебной деятельности.
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии действительно актуальна и требует особого внимания.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играет предмет биология. В примерной программе: «Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: … умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…».
Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. Приведу примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения, которые использовались на моих уроках.
Заключение:
Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся — это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.
Список использованной литературы:
- Асмолов А. Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2010.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О. В.Технология работы с текстом в начальной школе и в 5–6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А.Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991
- Мишакова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии – Оренбург, 2013.
- Рождественская Л., Логвина И.Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
- Сапа А.В.«Формирование навыков смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования» // Эксперимент и инновации в школе 2014.
- Сметанникова Н. Н.Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011. – с.40.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: 2011.
- Фисенко Т. И.Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/
Приложение.
Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе:
- Актуализация знаний:
На протяжении нескольких лет я проработала много приемов, и в этой разработке представлю те, которые считаю более значимыми и эффективными для развития навыков смыслового чтения, применяются на разных этапах урока, а также позволяют расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных универсальных учебных действий.
В начале урока я мотивирую учеников к тому, чтобы они сами определяли собственные учебные цели. Опыт показывает, что если ученики сами формируют цель, они добиваются большего, чем запланировали. Повышению познавательного интереса способствуют такие методические приемы, как «Привлекательная цель», «Определи тему и цель сам».
…Нельзя внешне в процессе воспитания формировать мотивы, на что надеются многие педагоги. Мотив — сложное психическое образование — должен построить сам субъект.
Е. П. Ильин, русский педагог
Прием «Определи тему и цель сам». Из предложенного текста учащиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока.
- Изучение нового материала:
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
Общая характеристика:
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?
Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.
Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.
Задание 1. Составить опорный конспект (самостоятельно изучив текст учебника).
Амфибии — это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
Отделы тела — голова, туловище, конечности.
Дыхание — легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
Кровеносная система — 2 круга кровообращения, сердце — 3 камеры.
Температура тела — непостоянная, зависит от окружающей среды
Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра — личинка (головастик) — взрослое животное.
Среда обитания — суша, вода
На суше — во взрослом состоянии.
В воде — размножение, рост, развитие.
Задание 2. Прием «Инфо – карусель»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.
Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме .
«Инфо – карусель» по теме «Земноводные. Общая характеристика»
- Закрепление изученного материала:
Задание 1. Вставьте пропущенные слова:
Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало…(трехкамерным)
Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
Амфибии первыми встали…. (на ноги)
У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)
В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
Задание 2. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши — верю»; «приседание — не верю».
- У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
- Земноводные живут в морях. (Да)
- Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
- Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
- У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
- Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
- Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
- Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
- Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
- Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Задание 3. «Восстанови текст»: “Земноводные или амфибии”
Земноводные часть своей жизни проводят (где?) в ___________________, а часть (где?) на ___________________. Появляются они на свет (из чего?) из ___________________, которые самочка отложила в воду или во (в какую?) ______________________ среду.
В молодости все земноводные проходит стадию развития, которая называется (как?)
_______________________. У всех личинок есть хвост и (что?) _________________, которые похожи на очень разрезанные листочки. Хвост остается у тритонов и саламандр на всю жизнь, у лягушек и жаб хвост (что делает?) _____________________. Жабры исчезают почти у всех (каких?) __________________ земноводных. У некоторых (каких?) ____________ амфибий наружные жабры сохраняются всю жизнь.
В организм земноводных, которые находятся в воде, необходимый для жизни кислород поступает через кожу. Особенно через кожу (чего?) ______________, через кожу на хвосте, гребне или другом выросте тела. На суше кислород поступает в организм земноводных через влажную кожу и через органы дыхания наземных животных (какие?) -_________________. Не случайно Царевна — Лягушка берегла свою кожу. Этот орган земноводных – кожа – выполняет и другую важную работу. Она выделяет слизь, которая сохраняет этим животным (что?) _______________, и защищает от болезнетворных (кого?) _______________________. Температура тела у амфибий (какая?) _____________________, земноводные относятся (к каким?) к __________________ животным. Особенности организации земноводных позволяют им выживать только во влажной и в (в какой?) __________________ среде обитания. У нас в Магаданской области живут только два вида земноводных: сибирская (кто?) _________________ и сибирский (кто?) ____________________.
Сравни свой рассказ “Земноводные или амфибии” с предлагаемым.
Задание 4. В фрагменте сказки «Царевна – лягушка» найти биологические ошибки (демонстрация фрагмента фильма)
Задание 5. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
- обтекаемая форма тела,
- жаберное дыхание,
- два круга кровообращения,
- слизистая кожа,
- легочное дыхание,
- развитие яиц в воде,
- наличие барабанных перепонок,
- развитие с метаморфозом,
- пятипалая конечность,
- наличие внутреннего уха,
- слюнные железы.
Признаки рыб | Признаки земноводных |
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
Рекорды Земноводных
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, — исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания.
4.Домашнее задание:
—Изучите п. 24, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
—Биологическую сказку о Земноводных.
—Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
—Интересные сообщения о лягушках.
—Рисунки с изображением Амфибий.
Вывод: На разных этапах урока с помощью таких приемов могут быть сформированы и развиты коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные действия. Многие приемы педагогической техники, предложенные мною направлены на развитие навыка смыслового чтения. В зависимости от выбранного типа урока, я подбираю различные приемы и предлагаю своим ученикам на уроках и на занятиях по подготовке к экзаменам.