Конкурс Педагогические чтения: Проект «Мой родной язык».
Проект «Мой родной язык».
В 2020-2021 годах в филиале МАОУ «Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ» реализовался проект «Мой родной язык». Данный проект был посвящен 115 летию Героя Советского Союза Мусы Джалиля, 135 летию великого татарского поэта Габдуллы Тукая и Году родного языка и народного единства.
Проект направлен на сохранение и развитие культуры, традиций, языка татарского народа, проблеме сохранения и возрождения его культурных традиций, сохранение национальной и культурной идентичности, и на приобщение подрастающего поколения к культуре, народному творчеству, знакомству с биографией и творчеством татарских поэтов. Акцентировалось внимание на воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению родного языка, его истории и современности на стремление к самовыражению посредством творческой деятельности.
Актуальность проекта.
В условиях модернизации системы образования главной задачей является обеспечение современного качества образования, где этнокультурная составляющая является одним из приоритетных направлений. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях общего образования на основе взаимодействия с семьей и учреждениями культуры. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и социуме, но и народная художественная культура. Таким образом , этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности личности, толерантности. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.
Ворогушинская школа является школой, реализующей этнокультурный компонент образования и воспитания. В школе обучаются дети из трех деревень – Ворогушино, Сабанаки и Иртышасткиеюрты. В последнее время из поселка Сумкино.
Все населенные пункты расположились в живописном месте, у реки, как было принято у татар и многих народов, проживающих на территории Российского государства. Сабанаки и Иртышасткие юрты являются татарскими деревнями, в которых проживают только татары. Население изначально являлось носителями культуры татарского народа. На начало реализации проекта в школе обучались 53 обучающихся по общеобразовательной программе. Из них 24 ребенка татарской национальности, 8 детей из смешанных семей.
Среди факторов сохранения и развития духовной культуры большое значение имеет родной язык – основа всякой этнической культуры. Но в школе большинство детей слабо владеют , либо совсем не владеют татарским языком. Причем не знают языка не только дети из смешанных семей, но и из татарских семей. Дети не могут назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать об их культурных достижениях. Об этом свидетельствую т и результаты анкетирования. Мы провели анкетирование среди учащихся 2-9 классов татарской национальности и детей из смешанных семей. Всего приняли участие в анкетировании 32 ребенка.
- Как ты относишься к татарскому языку (5-9 кл. 16 учащихся):
Мой родной язык – 14
Язык моих родителей – 16
язык, помогающий татарам сохраниться как народ — 16
символ татарской культуры — 28
язык, объединяющий татар – 16
- На каком языке общаются у тебя в семье:
Татарском – 0
Русском – 28
Русском и татарском – 4
- Знаешь ли ты татарский язык
Разговариваю – 4
Понимаю – 10
Не знаю совсем. 18
Отсюда возникает проблема преподавания татарского языка : учебники рассчитаны на детей, владеющих ( хотя бы понимающих) языком, а дети не знают языка. Да и родители дома разговаривают на русском языке. Второй немаловажный фактор неудовлетворительного знания татарского языка – отсутствие мотивации к его изучению. Отношение к татарскому языку как к необязательному школьному предмету существует не только у школьников, но и у их родителей. Традиционна позиция, что основы языка и отношение к нему закладываются в семье. Однако в случае русскоговорящей семьи отношение к языку, мотивы к его изучению закладываются в школе, и во многом — педагогическим коллективом.
Мы считаем, что единственная возможность сохранить язык заключается в том, чтобы создать пространство, в котором бы этот язык жил. Но для этого очень важно ответить на вопрос, кто является носителями этого языка, это должны быть те люди, которые стремятся к знаниям, те люди, которые двигают науку, желанием знать историю и культуру.
Цель проекта; Создать этнокультурное образовательное пространство, способное обеспечить повышение интереса к изучению татарского языка, приобщение учащихся к национальной культуре , формирование этнокультурной идентичности и национальных ценностных ориентаций.
Задачи проекта:
- Дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить традициями своего народа.
- Развивать навыки поисковой деятельности, творческую активность; коммуникативные навыки.
- Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся.
- Обеспечить условия равенства всех обучающихся в получении качественного дополнительного образования детей.
План реализации проекта.
№ | Задачи | Мероприятия | срок | ответственные |
|
Дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить историей, культурой, традициями своего народа.
|
1.Внести изменения в содержание учебных предметов. (этнокультурный компонент).
2.Подготовка и проведение праздников: «Сатака» «Навруз» «Карга боткасы» 3.Выставка литературы |
август
март, апрель
в течение года |
учителя предметники
Волонтерский отряд «РИТМ»
библиотекари |
2. | Развивать навыки поисковой деятельности, творческую активность; коммуникативные навыки.
|
|
декабрь
февраль
в течение года |
руководители кружков, учителя-предметники |
3. | Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся;
|
1.Литературно-музыкальный час «Герой-поэт Муса Джалиль».
2. Дни татарской культуры
3.Литературно-музыкальный час « “Тукай исән… Җыры күңелләрдә, Яшәсәк тә үзен күрмичә…”.
|
февраль
апрель |
Шайдуллина З.Б.
руководители кружков Шайдуллина З.Б. |
4. | Обеспечить условия равенства всех обучающихся в получении качественного дополнительного образования детей.
|
1.Комплектование кружков.
2.Участие кружковцев в конкурсах 3. Сотрудничество с партнерами: ЦДТ, сельский клуб, сельская библиотека. 4.Создание кукольного театра. |
сентябрь
в течение года |
Ожидаемые результаты проекта
- Реализация данного проекта будет содействовать совершенствованию знаний татарского языка детьми школьного возраста через непосредственное участие в мероприятиях, повышению познавательного интереса среди детей, подростков и их родителей (законных представителей) к татарскому языку и его самобытной культуре.
- Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по приобщению к духовным и языковым ценностям для достижения целей духовно-нравственного воспитания – 100%.
- Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсах, проектах, акциях, направленных на языковое развитие – 25 %.
- Занятость дополнительным образованием – 100%.