Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Конкурс Педагогические чтения: Проект «Мой родной язык».

Проект «Мой родной язык».

В 2020-2021 годах в филиале МАОУ «Бизинская СОШ»-«Ворогушинская ООШ» реализовался проект «Мой родной язык». Данный проект был посвящен 115 летию Героя Советского Союза Мусы Джалиля, 135 летию великого татарского поэта  Габдуллы Тукая и Году родного языка  и народного единства.

Проект направлен на сохранение и развитие культуры, традиций, языка  татарского народа, проблеме сохранения и возрождения его культурных традиций, сохранение национальной и культурной идентичности, и на приобщение подрастающего поколения к культуре, народному творчеству, знакомству с биографией и творчеством татарских поэтов. Акцентировалось внимание на воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению родного языка, его истории и современности на стремление к самовыражению посредством творческой деятельности.

Актуальность проекта.

В условиях модернизации системы образования главной задачей является обеспечение современного качества образования, где этнокультурная составляющая является одним из приоритетных направлений. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях общего образования на основе взаимодействия  с семьей и учреждениями культуры. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и социуме,  но и народная художественная культура. Таким образом , этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности личности, толерантности. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.

Ворогушинская школа является школой, реализующей этнокультурный компонент образования и воспитания. В школе обучаются  дети из трех деревень – Ворогушино, Сабанаки и Иртышасткиеюрты. В последнее время из поселка Сумкино.

Все населенные пункты  расположились  в живописном месте, у реки, как было принято у татар и многих народов, проживающих на территории Российского государства. Сабанаки и Иртышасткие юрты являются татарскими деревнями, в которых проживают только татары. Население изначально являлось носителями культуры татарского народа.  На начало реализации проекта в школе обучались 53 обучающихся по общеобразовательной программе. Из них 24 ребенка татарской национальности,  8 детей из смешанных семей.

Среди факторов сохранения и развития духовной культуры большое значение имеет родной язык – основа всякой этнической культуры.  Но в школе большинство детей слабо владеют , либо совсем не владеют татарским языком. Причем не знают языка не только дети из смешанных семей, но и из татарских семей. Дети не могут назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать об их культурных достижениях. Об этом свидетельствую т и результаты анкетирования. Мы провели анкетирование среди учащихся 2-9 классов татарской национальности и детей из смешанных семей. Всего приняли участие в анкетировании 32 ребенка.

  1. Как ты относишься к татарскому языку (5-9 кл. 16 учащихся):

Мой родной язык – 14

Язык моих родителей – 16

язык, помогающий татарам сохраниться как народ — 16

символ татарской культуры — 28

язык, объединяющий татар – 16

  1. На каком языке общаются у тебя в семье:

Татарском – 0

Русском – 28

Русском и татарском – 4

  1. Знаешь ли ты татарский язык

Разговариваю – 4

Понимаю – 10

Не знаю совсем. 18

Отсюда возникает проблема преподавания татарского языка : учебники рассчитаны на детей, владеющих ( хотя бы понимающих) языком, а дети не знают языка. Да и родители дома разговаривают на русском языке. Второй немаловажный фактор неудовлетворительного знания татарского языка – отсутствие мотивации к его изучению. Отношение к татарскому языку как к необязательному школьному предмету существует не только у школьников, но и у их родителей.   Традиционна позиция, что основы языка и отношение к нему закладываются в семье. Однако в случае русскоговорящей семьи отношение к языку, мотивы к его изучению закладываются в школе, и во многом — педагогическим коллективом.

Мы считаем, что единственная возможность сохранить язык заключается в том, чтобы создать пространство, в котором бы этот язык жил. Но для этого очень важно ответить на вопрос, кто является носителями этого языка, это должны быть те люди, которые стремятся к знаниям, те люди, которые двигают науку, желанием знать историю и культуру.

Цель проекта; Создать этнокультурное образовательное пространство, способное обеспечить повышение интереса к изучению татарского языка, приобщение учащихся к национальной культуре , формирование этнокультурной идентичности и национальных ценностных ориентаций.

 

Задачи проекта:

  1. Дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить традициями своего народа.
  2. Развивать  навыки поисковой деятельности, творческую активность; коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся.
  4. Обеспечить условия равенства всех обучающихся в получении качественного дополнительного образования детей.

План реализации проекта.

Задачи Мероприятия срок ответственные
Дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить историей, культурой, традициями своего народа.

 

1.Внести изменения в содержание учебных предметов. (этнокультурный компонент).

2.Подготовка и проведение праздников:

«Сатака»

«Навруз»

«Карга боткасы»

3.Выставка литературы

август

 

 

март, апрель

 

 

 

 

в течение года

учителя предметники

 

 

Волонтерский отряд «РИТМ»

 

 

библиотекари

2. Развивать  навыки поисковой деятельности, творческую активность; коммуникативные навыки.

 

  1. Конкурс «Кышкы моннар».
  2. Конкурс чтецов, посвященный к 115 летию М.Джалиля
  3. Конкурс чтецов «И туган тел, и матур тел».
  4. Конкурс «Тан йолдызы»
  5. Конкурсах, организуемых РТ.
декабрь

февраль

 

в течение года

руководители кружков, учителя-предметники
3. Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся;

 

1.Литературно-музыкальный час «Герой-поэт Муса Джалиль».

2. Дни татарской культуры

 

3.Литературно-музыкальный час «  “Тукай исән…                                                Җыры күңелләрдә,           Яшәсәк тә үзен күрмичә…”.

 

 

февраль

 

 

 

апрель

Шайдуллина З.Б.

 

руководители кружков

Шайдуллина З.Б.

4. Обеспечить условия равенства всех обучающихся в получении качественного дополнительного образования детей.

 

1.Комплектование кружков.

2.Участие кружковцев в конкурсах

3. Сотрудничество с партнерами: ЦДТ, сельский клуб, сельская библиотека.

4.Создание кукольного театра.

сентябрь

 

в течение года

 

 

Ожидаемые результаты проекта

  1. Реализация данного проекта будет содействовать совершенствованию знаний татарского языка детьми школьного возраста через непосредственное участие в мероприятиях, повышению познавательного интереса среди детей, подростков и их родителей (законных представителей) к татарскому языку и его самобытной культуре.
  2. Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по приобщению к духовным и языковым ценностям для достижения целей духовно-нравственного воспитания – 100%.
  3. Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсах, проектах, акциях, направленных на языковое развитие – 25 %.
  4. Занятость дополнительным образованием – 100%.