Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

"Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

                        Филиал  МАОУ «Бизинская средняя  общеобразовательная школа»-     «Ворогушинская основная общеобразовательная школа»

                                                 Мастер-класс

 «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках    литературы и во внеурочной деятельности»

 
 

                                                              Учитель русского языка и литературы

                           филиала МАОУ «Бизинская СОШ»- «Ворогушинская ООШ»:

                                                                                                  Ярушина В.М.

Аннотация
Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.
 
Мастер- класс
«Стратегии  смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках  литературы и во внеурочной деятельности»
Введение
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Проблемы:
— дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
— зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
— затрудняются кратко пересказать содержание,
— при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.
То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.  Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Актуальной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.   Чтение – фундамент всех образовательных результатов.
Цель мастер-класса:  обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом.(слайд 2)
Задачи: познакомить с приёмами, способствующими формированию смыслового чтения при работе с текстом;(слайд 3)
рассмотреть метод 6 шляп  мышления Эдварда Де Боно;
оценить эффективность применения стратегий смыслового чтения для работы с текстом.
Что такое стратегии смыслового чтения? (слайд 4)
Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
 
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и её переработки  в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно — познавательной задачей.
Приёмы  формирования  смыслового чтения  (слайд 5)

  1. Приѐм «Задай вопрос»

Цель:  сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте, овладение приѐмом постановки вопросов к тексту.

  1. Приѐм «Верные и неверные утверждения».

Цель:  понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключѐнную  в  тексте  информацию  разного  характера,  критически  оценивать  степень достоверности содержащейся в тексте информации.

  1. Приѐм «Лови ошибку»

Цель:  сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте,  со  знаниями  из  других  источников,  на  основе
имеющихся  знаний  подвергать сомнению  достоверность  имеющейся  информации,  критически  оценивать  степень достоверности содержащейся в тексте информации.
4.Приём «Смысловая компрессия»
Цель: процесс перевода текста на другой язык, в результате которого образуется мини-текст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста- реферат, аннотация и т.д.
Некоторые приёмы смыслового чтения рассмотрим  на примере новеллы И.А.Бунина «Красавица». (Приложение 1)
При работе с текстом И.А.Бунина «Красавица» мы можем использовать метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Этот метод легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода на уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию.
Предлагаю вам примерить шляпы и продемонстрировать свои умения работать с текстом.( Приложение 2)
Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))
Выводы:
Эффективность и актуальность применения стратегий смыслового чтения помогает научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; выделять не только главную, но и второстепенную информацию; читать внимательно и вдумчиво. (слайд15)
«Читать — это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное вот в чём главное дело.» К.Д. Ушинский (слайд16)
              Список использованных источников и литература:
1.Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663. — pdf
2.Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое  пособие.: УЦ Перспектива, 2008
3.Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf
Приложение 1
к мастер-классу «Стратегии  смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках  литературы и во внеурочной деятельности»
 
И.А.Бунин   «Красавица»
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
– Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
 
 
 
Задания к тексту:
 
1.Составить цитатный план новеллы.
 
2.Какой  вопрос не затронут в этом тексте?
а)Может ли отец отказаться от своего ребёнка ради молодой жены ?
б) Всегда ли молодые жёны принимают детей мужа?
в) Как бороться ребёнку за своё место в доме?
г) Боятся ли старые мужчины потерять своих молоденьких красавиц?
 
3.Какое суждение соответствует позиции автора?
а) Автор текста убеждает читателей, что красавицы жёны важнее собственных детей.
б) Автор текста считает, что новая жена  — глава в доме, и все её приказы должны исполняться.
в) Автор текста убеждён, что родные дети важнее всех на свете, и за них нужно нести ответственность.
г) Автор текста призывает читателей не жениться.
 
4.Определите основную мысль.
а) Внутренняя красота важнее  внешней
б) Вторые браки не всегда удачны.
в) Дети иногда мешают счастью родителей.
г) Супруги должны быть одного возраста.
 
Написать аннотацию на рассказ И.А.Бунина «Красавица»
Аннотация
« Красавица » —  произведение лауреата Нобелевской премии И.А.Бунина, совершенное по форме, вечное по теме. Это рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека, о подлинной и мнимой красоте.
 
 
Приложение 2
к мастер-классу «Стратегии  смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках  литературы и во внеурочной деятельности»
Работа с текстом И.А.Бунина «Красавица»
Белая шляпа: факты, данные, статистика. Никаких эмоций и оценок, только факты.
Красная шляпа: чувства, догадки и интуитивные прозрения.
«Вот, что я чувствую по этому поводу…»
Чёрная шляпа: предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Отрицательные суждения и критика. Риски и опасности.
Жёлтая шляпа: символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Только всё   хорошее.
Зелёная шляпа: фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Креативность, уход от стереотипов, неожиданность и нестандартность.
Синяя шляпа: контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия. «Дирижёр оркестра». Задаёт и контролирует качество   мышления.
 
Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16