Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Использование современной технологии «Дебаты» в образовании и воспитании.

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бизинская средняя общеобразовательная школа» — «Санниковская средняя общеобразовательная школа»
 
Использование современной   технологии «Дебаты» в образовании и воспитании.
 
Выполнила: Вахитова Альбина Раильевна, учитель русского языка и литературы.
 
Аннотация.
Исследование посвящено изучению использованию   технологии «Дебаты» в образовании и воспитании. Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) гласит, что в качестве глобальной цели реформирования образования стоит цель научить самостоятельно взаимодействовать ребенка с инновационно развивающимся миром, в осуществлении которой немаловажную роль играют как раз современные продуктивные технологии образования и воспитания.
В современном обществе дебаты – часть обычной среды, окружающей каждого человека: они происходят повсюду: в парламентах разных стран, в СМИ и даже в повседневной жизни.
-сделать подачу материала более глубокой без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности,
-обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
— отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда — более  комфортной.
 
Введение.
Целью работы является изучение использование  современной продуктивной технологий «дебаты» в образовании и воспитании.
 
Согласно цели, были поставлены следующие задачи: — изучить специальную литературу по данной теме; — исследовать понятие педагогических технологий, их источники и структуру; — охарактеризовать базовые продуктивные технологии обучения и воспитания; — выделить положительные и отрицательные стороны современных педагогических технологий.
 
Цель: дать учащимся навыки публичного выступления, владения вербальными и невербальными средствами выражения – интонацией, темпом речи, тембром голоса,  жестикуляцией, позой, взглядом, базовые знания о логической связи утверждений и типовых ошибках,  развивать умение слушать выступающего, понимать суть рассматриваемой проблемы.
 
 
Основная часть.
 
Дебаты — форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.
Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.
 
Преимущества технологии «Дебаты».
-междисциплинарность;
— сочетание в процессе обучения развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности (например, общения, групповой работы);
— предоставление учащимся различных средств для самореализации;
— формирование социальной ответственности, навыков коллективной работы;
— открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями и подходами, ориентированными на личность ученика.
Дебаты включают:
-исследовательский элемент;
-компетентность участников в данном вопросе;
-гражданскую позицию учащихся;
-спорность проблемы.
Базовые принципы применения технологии.
Чтобы оптимально использовать возможности технологии учителю необходимо учитывать следующие принципы:
— не всякая тема может быть предметом дискуссии;
— тема должна быть грамотно сформулирована;
— успех проведения дебатов зависит от доброжелательной, творческой атмосферы;
— адекватно оценивать степень подготовленности учащихся;
— учитывать, с какой целью организованы дебаты, и на каком этапе урока они будут   использованы;
-дебаты могут использоваться для актуализации, обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
-уважение – нельзя унижать личность оппонента, нужно атаковать аргументы оппонента и его рассуждения;
— честность – иногда приходится признавать, что для обоснования своей позиции недостаточно материала, и ваши логические построения ошибочны;
— проигравших здесь нет — ведь главное назначение этой игры – познать истину, обогатить образование, и игра доставит удовольствие.
Таким образом, успешная реализация целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя организовать деловое общение с учащимися.
 
Приведу несколько примеров:
— игра  проводится как конкурс чтецов (один текст на 2-3 человека.) Остальные играют роль судей. Выступления следуют один за другим, а затем обсуждаются все их детали.
— Используется короткий отрывок текста, содержащий логическое доказательство какого — либо утверждения со скрытыми ошибками, невысказанными предположениями.
Заключение.
 
Возможности технологии дебатов велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
В заключение  процитируем слова  А.Н.Тубельского: «Мне часто представляется практика, да и теория образования большой рекой с двумя берегами. Один из них, как и положено, правый берег, крутой и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, Я.А.Коменский, создатель классно-урочной системы; вершины поменьше – А.Дистерверг.
 
Список использованной литературы.
1.Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2.Дебаты. Учебно-методический комплекс. – М.: Бонфи, 2001.
3.Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. — №8. – С. 151 – 154.
4.Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
5.Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» 6.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.
7.Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. — М: РОССПЭН, 2002.
8.Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. — №5. – С. 106 – 111.