Использование элементов образовательной технологии "Дебаты" на уроках литературы
Мастер-класс по теме: «Использование элементов образовательной технологии «Дебаты» на уроках литературы»
Подготовила Бакиева Розалия Марисовна
учитель русского языка и литературы
Презентация
Конспект
Обоснование выбора темы
Во время итоговой аттестации по русскому языку, проводимой в форме ЕГЭ, ОГЭ и устного собеседования, сегодняшние выпускники общеобразовательных учреждений должны продемонстрировать хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, то есть им необходимо уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме, соблюдать такие нормы построения текста, как логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др., адекватно выражать своё отношение к фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному.
Если при написании сочинения (задание части С) обучающиеся в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора. Для облегчения положения учеников можно использовать элементы образовательной технологии “Дебаты”.
Актуальность
Особенность ФГОС общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Современный урок русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС нового поколения требует перехода к новой системно-деятельностной парадигме, которая связана с изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения.
Как образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях.
Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают
чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.
Суть дебатов
Они организуются традиционным образом:
— в дебатах участвуют две команды (по четыре человека: координатор работы команды и три выступающих); обсуждается заданная тема; цель выступлений одной команды – подтвердить тезис, убедить в правоте своей позиции (утверждающая сторона), другая команда (отрицающая сторона) стремится его опровергнуть, корректно доказать, что позиция утверждающей стороны неверна или имеет свои недостатки (какой стороной будет команда, утверждающей или отрицающей, решает жеребьёвка непосредственно перед началом дебатов);
— обсуждение происходит в соответствии с регламентом (каждый выступающий имеет 3-4 минуты), за порядком выступлений следит специально назначенный человек – хранитель времени;
— цель выступлений участников дебатов состоит в том, чтобы убедить в своей правоте, в справедливости и весомости собственных аргументов судейскую коллегию (остальные ученики, нечётное количество) и судью, показав слабость аргументации соперника;
— каждый участник, помимо собственного выступления, имеет возможность отвечать на перекрёстные вопросы оппонентов, на вопросы, заданные членами судейской коллегии;
— дебаты длятся три раунда, каждый из которых судит судейская коллегия; её члены заполняют судейский протокол, в котором фиксируются аргументы и контраргументы команд (материалы впоследствии могут быть использованы при написании сочинения);
-по окончании каждого раунда выступления сторон обсуждаются;
— судейство осуществляется в момент игры. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).Результат объявляется сразу после таймаута. Применяется принцип: решение судьи здесь и сейчас.
КАК СОЗДАТЬ АРГУМЕНТ
Структура аргумента должна помочь начинающим организовать их речь. Для структуры очень важны ясность и обоснование при представлении идей, что заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение. Пример создания аргумента для начинающих:
За обеденным столом:
«Мама, можно я выйду из-за стола?»
- «Мне нужно пойти в библиотеку сегодня вечером.»
- «Мы начинаем изучать квантовую физику и я хочу сама изучить основы».
- «Это очень важный раздел и оценка за последнее задание по нему будет основной в конце семестра».
- «Вот почему мне надо пойти сегодня вечером в библиотеку».
В этом примере утверждение содержится во фразе номер 1. В ней девушка
утверждает, что она должна пойти вечером в библиотеку. Она предлагает
объяснение во фразе номер 2, где детализирует свою просьбу. Во фразе 3 она
представляет понятное и оправданное объяснение, почему ей нужно идти в
библиотеку; и, наконец, во фразе 4 она повторяет первоначальное
утверждение.
Для создания аргумента:
- Требование ВЫДВИГАЕТСЯ.
- Требование ОБЪЯСНЯЕТСЯ.
- Требование ДОКАЗЫВАЕТСЯ. Обоснование осуществляется с помощью доказательств и рассуждений.
- Делается ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Дебаты» привлекают своей новизной. Это и новизна формы, и новизна материала («я могу выслушать выступления оппонентов, высказать свою точку зрения и обосновать ее»), и новизна ситуации (спор, ограниченный регламентом, правилами, с решением судьи). А Игра – это всегда состязание, соперничество, стремление победить. А это стимулирует поисковую, творческую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
«Дебаты» — одна из тех технологий, которая способствует не только интеллектуальному и творческому развитию личности ребенка. «Дебаты» являются эффективным средством обучения и дает ряд преимуществ. Это такие,как
развитие у учащихся критического мышления (это мышление человечества будущего, которые должны быть намного разумней современных людей) :
- решение различных проблем в профессиональной деятельности и в практических жизненных ситуациях,;
- формирование коммуникативной и информационной культуры;
- воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения;
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях
- т.е. тех навыков, которые не могут дать или не дают в полной степени традиционные школьные программы.